« 17 »  06  20 15 г.




Теория и методология исторической науки

Методология исторической науки истории — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, теория и методология исторической науки теорию исторического познания включая общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний. Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических теория и методология исторической науки. Содержание Определение исторической науки Историческая наука — это система научных социальных институтов, исследователей-профессионалов, видов научно-познавательной деятельности, имеющих главную цель получить истинные конкретные знания о конкретных обществах их развитии в прошлом и настоящем, а также научные конкретно-исторические и вспомогательные знания, полученные в этой познавательной деятельности, а также необходимые для ее проведения. Предмет и объект исторической науки Теория и методология исторической науки исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество. Предмет исторической науки теория и методология исторической науки это конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так теория и методология исторической науки всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами. Главная цель исторической науки исторического познания Главная цель исторического познания — получение исторической истины — объективного, системного, верифицируемого конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества. Социальные функции исторической науки Историческая наука выполняет следующие социальные функции: — функция социальной памяти. Социальная память - это накопление и сохранение в памяти человечества опыта всех прошлых поколений. Такая память обладает свойствами: - коллективная - избирательная и фрагментарная - организованная и удостоверенная - социально ориентированная - примирительная - справедливая — научно-познавательная функция; — воспитательная функция; — идейно-политическая функция. Данная функция истории признается не всеми, но социальный заказ историкам со стороны общества и власти присутствует, важно только, чтобы он стимулировал появление самих исторических работ, связанных с определенной, интересующей общество, тематикой, но не предопределял выводы исследователя, теория и методология исторической науки которого в таком случае из исторического превращается в идеологический. Историческая наука, достигая своей главной цели, создаёт научные предпосылки для: — формирования позитивного общественного самосознания, — прогнозирования развития конкретного общества, — управления развитием общества и его отдельными сферами и процессами. Историческая наука в соотношении с другими общественными науками и философией Социальные общественные науки имеют общий объект исследования и различаются предметами своего изучения. Каждая социальная наука изучает общее, присущее определённой сфере общественной жизни, в то время как историческая наука изучает конкретное общество как в развитии в целом, так и всех сфер общественной жизни, на всех их уровнях строения, вплоть до жизни конкретного человека: — экономика — общее в экономической сфере жизни современного общества которая понимается как сфера материального производства или совокупность экономических отношений во всех сферах общественной жизни; — политология — общее в политической сфере жизни современного общества; — теория государства и права — общее в развитии государства; — культурология — общее, особенное и конкретное в существовании, функционировании и развитии сферы культуры; — науковедение — общее, особенное и конкретное в развитии науки, в том числе исторической; — социология — общее в строении и функционировании современного общества; социальные группы в обществе; содержание общественного сознания и его изменения. Философия и философские науки образуют философско-мировоззренческую и гносеологическую основу исторической науки в её основных теоретико-методологических направлениях: — онтология теория и методология исторической науки философскую картину мира с помощью категорий, отражающих всеобщие свойства мира, в том числе и общества в его конкретном историческом развитии; — гносеология обосновывает возможность и границы познания мира, в том числе исторического процесса; — логика выделяет и обосновывает правильное применение форм и операций мышления, необходимых для научного исторического познания; - эпистемология изучает общее в научном познании, вырабатывает теорию научного познания, в том числе и научного исторического познания; - социальная философия изучает общее в строении и функционировании современного общества и создаёт теоретическую основу для объяснения новой и новейшей истории; - философия истории теория и методология исторической науки всеобщую логику и смысл всемирно-исторического процесса, создаёт мировоззренческую основу для теории исторического процесса Историческая наука и другие формы исторического сознания знания Научное историческое знание — это теория и методология исторической науки, систематизированное, верифицированное конкретное знание исторического процесса развития конкретного общества или их совокупности. Обыденное историческое сознание, в отличие от научного исторического знания, имеет фрагментарную, несистематизированную форму, оно не верифицировано, содержит субъективные оценки, отражает исторический процесс лишь на уровне явлений, не отражает существенные причинно-следственные связи. Дидактическое историческое знание, в отличие от научного, в изложении разворачивается от простого к теория и методология исторической науки и по степени сложности соответствует возрастным познавательно-психологическим возможностям учащихся и задачам их обучения. Научно-популярное историческое знание — упрощённая форма исторического научного знания, предназначенного для неспециалистов. Публицистическое историческое знание имеет своей теория и методология исторической науки тенденциозное и субъективное искажение описания и объяснения исторического процесса для обоснования политики какого-либо государства и политической партии. Художественное историческое сознание литература, живопись, скульптура, театр, кино ставит своей целью в конкретно-образной форме отразить социальный опыт эмоционально-психологического отношения, нравственной теория и методология исторической науки, фиксации и объяснения конкретных исторических событий. Строение исторической науки Организационное строение В организационном или институциональном строении историческая наука делится в России на: — академическую, состоящую из НИИ РАН; — вузовскую исторические факультеты, кафедры и научные исторические подразделения ; — общественные научные центры и организации. Квалификационное строение В российской исторической науке присваиваются две учёные степени, которые характеризуют уровень научно-исследовательской квалификации историка-исследователя: — кандидат исторических наук — историк-исследователь, способный самостоятельно проводить научные исторические исследования путём применения традиционных методов для решения недостаточно изученного, но типичного класса научно-познавательных задач; — доктор исторических наук — высшая квалификация историка-исследователя, способного самостоятельно ставить и решать принципиально новые историко-познавательные задачи или проблемы по предмету или по теория и методология исторической науки их решения. Отраслевое дисциплинарное строение Историческая наука делится на две группы отраслей или на две группы исторических наук по предмету и по их функциям в историческом научном познании — на вспомогательные и основные: Вспомогательные исторические науки — не изучают исторический процесс, они создают научно-познавательные предпосылки и условия для основных исторических наук — для осуществления научных конкретно-исторических исследований. Вспомогательные исторические науки делятся на общие и специальные. Общие вспомогательные исторические науки: — методология исторической науки, — историческая библиография, — историография общая — изучает историю исторической науки и проблемная или специальная — изучает историю изучения научной проблемы и определяет степень её изученности ; — источниковедение, которое делится на общее и специальное: — общее источниковедение изучает сущность, функции и виды исторических источников, а также методы их изучения; — специальные источниковедеческие дисциплины изучают отдельные виды исторических источников. К ним относятся: — сфрагистика — изучает печати, — геральдика — изучает гербы, — нумизматика — изучает монеты и другие науки специального источниковедения. Основные исторические науки традиционно выделяются по ряду критериев: по историческим эпохам делятся на: — историю первобытного общества, — историю древнего мира, — историю средних веков медиевистику— историю нового времени, — новейшую историю, — историю современности; по территориальному признаку делятся на: историю континентов: — историю Европы, — историю Азии и Африки, — историю Америки, — историю Австралии и Океании; историю стран: — история России, — история Англии, — история Германии и т. Теория исторического познания Принципы исторической науки Принципами исторической науки, познания исследования признаются следующие теория и методология исторической науки — принцип истины — высшей целью и ценностью исторического познания признается истина; — принцип конкретности — любой предмет исторического исследования должен изучаться в его конкретности, с учётом неповторимости его содержания, определённости места и времени развития; — принцип историзма — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться в развитии; — принцип объективности — историк-исследователь в процессе исследования должен стремиться к объективности, преодолению субъективных ошибок и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины; — принцип всесторонности — историческое познание должно теория и методология исторической науки всесторонне познать предмет своего исследования; — принцип системности — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях; — принцип опоры на исторические источники — информацию об историческом процессе историк-исследователь должен извлекать из источников исторической информации исторических источников ; — принцип историографической традиции — изучение теория и методология исторической науки предмета исторического исследования должно осуществляться с учётом результатов его предшествующего научного изучения. Методы исторического исследования К традиционным специальным историческим методам исследования относятся : историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, историко-типологический метод, историко-системный метод, метод диахронического анализа, метод исторической периодизации, ретроспективный метод. Кроме того, в советской историографии активно использовался метод классового анализа. К нетрадиционным специальным историческим методам относят : количественные математические методы; социально-психологические методы; лингвистические методы; методы семиотики; метод искусствоведческого анализа. Также в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук. Этапы монографического конкретно-исторического исследования Основной формой конкретно-исторического исследования является монографическое исследование, в проведении которого выделяют следующие основные этапы: 1 определение теоретико-методологического направления, в рамках которого предполагается проводить конкретно-историческое исследование; 2 определение перспективной области исследования, 3 выбор объекта и предмета исторического исследования, 4 выработка первого варианта строения текста исследования оглавления ; 5 формирование теоретической основы современного научного объяснения объекта и предмета исследования, опираясь на научные теории той сферы общественной жизни, к которым относятся объект и предмет исследования; 6 проведение историко-библиографического исследования по избранному объекту; 7 проведение историографического исследования по избранному объекту исследования; 8 уточнение предмета конкретно-исторического исследования его содержательных, хронологических и территориальных рамок, исходя из результатов историографического исследования ; 9 определение главной проблемы исследования; 10 определение цели и научно-познавательных задач исследования; 11 оценка источниковой базы исследования; 12 анализ историографической базы исследования и осуществление эксцерптов, составление историографической характеристики исследований; 13 выявление и анализ опубликованных источников, осуществление эксцерптов, составление источниковедческой характеристики опубликованных источников; 14 выявление и анализ неопубликованных источников, осуществление эксцерптов, составление источниковедческой характеристики опубликованных источников; 15 уточнения научно-познавательных задач и строения текста исследования оглавения ; 16 структурное позиционирование эксцерптов из научной литературы источников в соответствие с избранным делением текста исследования на главы и параграфы и выделением в последних сюжетов, а при необходимости, подсюжетов и эпизодов; 17 написание основы текста исследования введения, включающего постановку проблемы, цели и научно-познавательных задач исследования, а также изложение и обоснование научных основ исследования, включая библиографическую, историографическую, источниковую и теоретико-методологическую основы; основной части исследования, содержащего анализ избранных сторон или частей предмета исследования и предварительные выводы; синтетической части исследования — заключения, содержащего предварительные обобщения по главной проблеме исследования ; 18 аналитическое редактирование основы текста критический анализ и уточнение текста введения, последовательное и логически непротиворечивое изложение анализа предмета исследования, критический анализ и уточнение обоснования или доказательство выводов по главным разделам исследования; решения главной проблемы исследования, выявление и устранение всех содержательных противоречий ; 19 стилистическое редактирование текста и вычитка; 20 подготовка текста исследования к публикации техническое форматирование текста рукописи в соответствии с требованиями, предъявляемым к рукописям в редакции соответствующего издательства, включая уточнение оформления научно-справочного аппарата, указателей, оглавления, подготовку фотографий, схем, карт, приложений, научное рецензирование. Исследования по методологии исторической науки Зарубежные исследования Разработан в 1858—1883 гг. Методы изучения истории: Пер. Впервые опубликована в 1986 г. Отечественные исследования Боряз Философско-методологические вопросы исторической науки. Теория и методология современных исторических исследований. О современном состоянии и значении всеобщей истории. Очерки теории исторического познания. Лекции по методологии и философии истории. К вопросу о логическом стиле исторической науки. Методология истории в прошлом и настоящем. К критике методологии буржуазной философии истории. Методология и логика исторического исследования. О природе исторического познания. Введение в изучение истории. Историографические очерки к проблемам методологии исторической науки. Категории и методы исторической науки. Методология истории как система. Историографическое исследование: методологические аспекты. Введение в методологию истории. Методологические проблемы исторической науки. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. Методологические проблемы исторического познания. Методология истории От источника к исследованию. Методология истории: курс лекций. Иваново: Изд-во Ивановского госуниверситета, 2007. Теория и методология истории. Теория история: Проблемы теории исторического процесса. Категории и методы исторической науки. Введение в методологию истории. Методология истории теория и методология исторической науки прошлом и настоящем. Философия, социология и теория истории. Россия в XXI в. Научная конференция, апрель 2006 г. Ссылки Это заготовка статьи о. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. Категории: История Прикладные исторические дисциплины Специальные исторические дисциплины Wikimedia Foundation. Смотреть что такое "Методология истории" в других словарях: — от греч. Методология Методология истории Методология клинического диагноза Методология науки Методология ARIS Методология программирования Методология экономической науки… … Википедия — МЕТОДОЛОГИЯ, методологии, жен. Учение о научном методе или методах отдельных наук. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Методологические исследования можно разделить на общие, частные и конкретные. Общая методология… … Философская энциклопедия — МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК относительно новая область философского познания, возникшая и формирующаяся наряду с методологией социальных наук и такой фундаментальной сферой исследования, как методология естественных наук. Еще в 19 в. В … Энциклопедия эпистемологии и философии науки — МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК изучение методов познания мира средствами естественных наук. Методология естествознания родилась в 17 в. Декарта, посвященных именно методу познания. В дальнейшем методологические идеи… … Философская энциклопедия — МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК изучение методов познания мира средствами естествознания. Эта методология родилась в 17 в. Декарта, посвященных именно методу познан и я. В дальнейшем методологические идеи развивались теория и методология исторической науки Энциклопедия эпистемологии и философии науки КнигиА. Вашему вниманию предлагается работа "Методология истории" историка, философа, академика Петербургской Академии наук - Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского. Его перу принадлежат труды и…Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич. Фундаментальный труд по теории и методологии исторического знания теория и методология исторической науки перу выдающегося отечественного историка, философа и обществоведа, основоположника методологии истории. Москва, Издательский дом «Территория будущего», 2006. Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского» Воспроизведено в теория и методология исторической науки авторской орфографии….Найдите в поиске— любую бесплатную учебную работу на сайте Теория и методология исторической науки. История, как и теория и методология исторической науки наука, обладает следующими атрибутами: 1 концепции, объясняющих смысл и тенденции исторического развития; 2 методология истории, или философия истории, включающая в себя принципы, способы и формы исторического познания; 3 принципы исторического познания; 4 собственный научный язык. Принципы исторического познания — это основное правило изучения явлений и событий в истории: · Принцип историзма — любое явление истории изучается в его генезисе и развитии, конкретно-исторической обусловленности. · Принцип объективности — каждое явление рассматривается в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. · Теория и методология исторической науки социального классового, партийного подхода — исторические процессы рассматриваются с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в теория и методология исторической науки. Понятийный аппарат исторической науки: · Историческое движение — историческое время + историческое пространство. · Историческое время — 1 движется только вперед; 2 каждый отрезок движения в историческом времени уникален и не имеет себе равных; 3 вне понятия исторического времени история не существует. · Историческое пространство — это совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. · Исторический факт — это реальное событие прошлого, информацию о котором мы получаем из исторических источников. Затем факты выстраивают в логическую цепочку, объясняют их и, тем самым, получают историческую картину. · Исторический источник — это памятник, хранящий в себе информацию о прошлом, которую можно извлечь. Особенность — это памятник, созданный человеком, поэтому он дает информацию о событии не абсолютно адекватную, а передает через призму сознания того, кто его создал, то есть он субъективен проблема. С другой стороны, источник — это средство познания. Типы источников: 1 теория и методология исторической науки или вещественные — это памятники материальной культуры; 2 письменные источниками — письменные памятники; 3 фольклорные легенды, сказания, песни ; 4 этнографические народные обычаи, обряды, способы создания жилища ; 5 лингвистические исследование языка, выделение общих корней, реконструкция праязыка, территориальная распространенность народа ; 6 фото- кино- видео- документы с конца XIX в. Методология или теория изучения исторической науки сводится к поиску фактора или факторов, которые играют решающую роль в историческом процессе, т. Карамзин — история делается не государями, а народом, поэтому должна представлять собой не галерею государственных деятелей, а отражать народный дух; 2 государственная школа Соловьев — движущей силой является государство и его развитие; 3 многофакторная теория Ключевский — нет единого фактора, а есть их конгломерат, из взаимодействия всех составляющих рождается поступательное движение например, природно-географическое различие в уровне жизни. Главный фактор — условия материальной жизни общества и общественное производство. Исторический процесс представляет собой смену 5 ступеней или формаций первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Развитие происходит не линейно, а скачкообразно через революции. Главным инициатором внедрения данного подхода и создателем советской исторической школы являлся Покровский; 2 цивилизационный подход Тойнби — в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов. Тойнби остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых теория и методология исторической науки культуры». Методы исторического исследования: теория и методология исторической науки традиционные специальные исторические методы — историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, историко-типологический метод, историко-системный метод, метод диахронического анализа, метод исторической периодизации, ретроспективный теория и методология исторической науки 2 нетрадиционные специальные исторические методы — количественные математические методы, социально-психологические методы, лингвистические методы, методы семиотики, метод искусствоведческого анализа. Кроме того, в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук.




Ирина Гончарова

К вопросу о логическом стиле исторической науки. Содержание курса, его цели и задачи определяют круг рекомендуемой литературы, которая включает оригинальные сочинения методологического и философско-исторического содержания, историографические исследования по проблемам общей и конкретной проблемной методологии, публикации в периодических изданиях, дающие представление о современных методологических подходах, новых методологических течениях, историографических школах в области методологии истории.